За 6 лет работы в образовательном учреждении
школьному психологу удалось создать систему деятельности по психологическому
сопровождению образовательного процесса, основными целями которого являются:
-
повышение эффективности образовательного процесса, развитие его
личностно-ориентированной направленности;
-
содействие психическому и личностному развитию школьников, формированию у них
психологической готовности к личностному развитию и жизненному самоопределению.
Основными принципами её деятельности являются
системность и комплексность.
Психолог ведёт работу со всеми субъектами
образовательного процесса: школьниками, их родителями и педагогами; по всем
возможным направлениям деятельности: психопрофилактика, психодиагностика,
психокоррекция, консультирование. Все эти направления рассматриваются как
равнозначные. При решении отдельных задач для достижения оптимального
результата работа ведётся параллельно в нескольких направлениях.
Рост потребности в консультациях психолога
(примерно на 20% ежегодно) свидетельствует о повышении доверия обращающихся и
укреплении уверенности в получении
необходимой профессиональной помощи при решении возникающих проблем.
Содержание консультативной работы
определяется характером проблем клиентов.
Проблемы
обучающихся:
- неуспешность,
- неумение противостоять
давлению,
- нежелательный имидж,
- низкий статус в коллективе,
- завышенные требования
родителей,
- конфликты с родителями и
одноклассниками,
- проблемы
интимно-личностного общения,
- депрессивные состояния,
- выбор жизненных перспектив.
Проблемы
родителей:
- девиантное поведение
ребёнка,
- конфликты ребёнка с
окружающими,
- отторжение ребёнка от
школы,
- низкая школьная мотивация,
- школьная дезадаптация,
- негативные эмоциональные
переживания ребёнка,
- суицидальные наклонности
ребёнка,
- негативные личностные
возрастные новообразования у ребёнка,
- родительская беспомощность.
Психологическое просвещение привело к нужному
результату: улучшение психологических знаний обучающихся и родителей. Характер
их запросов стал более конкретным,
обоснованным.
Основными элементами позиции нашего психолога
в отношениях с клиентами любого пола, возраста, социального статуса являются:
-
создание доверительных отношений в процессе консультирования;
-
уважение и понимание беспокойства и тревоги клиента;
-
поиск путей к взаимопониманию с каждым;
-
формирование положительной установки клиента на способность решить свои
проблемы, укрепление его веры в свои силы, свои возможности, с самого себя;
-
отсутствие стремления решать за другого его проблему.
В процессе консультирования Валентина
Ивановна старается проявлять
готовность
к контактам и умение поддерживать, эмпатию, эмоциональное самообладание, соблюдение границ профессиональной компетенции,
ответственность за свои действия и слова, предвидение последствий поступков и
поведения клиентов.
Очень часто к психологу приходят родители
со словами: « Уже не знаю, что мне делать со своим ребёнком. Помогите,
что-нибудь посоветуйте…». Главная причина родительской беспомощности заключается в неумении выстроить свою
стратегию и тактику во взаимодействии со своим ребёнком с учётом его
индивидуальных психологических особенностей. В такой ситуации психолог даёт
конкретные советы и рекомендации.
Советы психолога родителям
учеников начальной школы.
ЧТО ДЕЛАТЬ,
ЕСЛИ…
1. Ваш ребёнок конфликтный.
-
Сдерживайте
стремление ребёнка провоцировать ссоры с другими. Обращайте внимание на
недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой.
-
Не стремитесь
прекратить ссору, обвинив другого ребёнка в её возникновении и защищая своего;
старайтесь объективно разобраться в причинах конфликта.
-
После ссоры
обсудите с ребёнком причины её возникновения, определите неправильные действия
ребёнка, которые привели к конфликту; попытайтесь вместе найти иные возможные
способы выхода из конфликтной ситуации.тремление
ребёнка провоцировать ссоры с другими.
-И... и тактику во взаимодействии со своим ребёнком с
учётом индивидуальных
- Не обсуждайте при ребёнке проблемы его поведения с
другими: он может утвердиться в мысли, что конфликты неизбежны, и будет
провоцировать их.
- Не всегда стоит вмешиваться в ссоры детей: только если
во время ссор один побеждает всегда, а другой выступает «жертвой».
2. Ваш
ребёнок агрессивный.
- Помните, что запрет и повышение голоса – самые
неэффективные способы преодоления агрессивности; лишь определив причины
агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего
ребёнка будет преодолена.
- Дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию,
сместите её на другие объекты: разрешите ему поколотить подушку и увидите, что
в реальной жизни в данный момент агрессивность его снизилась.
- Показывайте ребёнку личный пример эффективного
поведения, не допускайте при нём вспышек гнева или нелестные высказывания о
своих друзьях или коллегах, строя планы мести.
- Пусть ваш ребёнок в каждый момент времени чувствует,
что вы его любите, цените и принимаете его, не стесняйтесь лишний раз его
приласкать или пожалеть.
3. Ваш
ребёнок застенчивый.
- Расширяйте круг знакомств ребёнка, чаще приглашайте к
себе друзей, берите его в гости, расширяйте маршруты прогулок, учите его
спокойно относиться к новым местам.
- Не стоит постоянно беспокоиться за ребёнка, стремиться
полностью оберегать его от опасностей, в основном придуманных вами, не
старайтесь сами сделать всё за ребёнка, предупредить любые затруднения, дайте
ему определённую меру свободы и открытых действий.
- Постоянно укрепляйте у ребёнка уверенность в себе в
собственных силах.
- Привлекайте ребёнка к выполнению различных поручений,
связанных с общением, создавайте ситуации, в которых бы застенчивому ребёнку
пришлось вступать в контакт с «чужим» взрослым.
4. Ваш
ребёнок замкнутый.
- Расширяйте круг общения вашего ребёнка, приводите его
в новые места и знакомьте с новыми людьми.
- Подчёркивайте преимущества и полезность общения,
рассказывайте ребёнку, что нового и интересного вы узнали, а также, какое
удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком.
- Стремитесь сами стать примером активно общающегося
человека.
- Если вы заметите, что, несмотря на ваши усилия,
ребёнок становится всё боле замкнутым и отстранённым, обратитесь за
консультацией к психологу, который профессионально поможет решить эту проблему.
5. Ваш ребёнок беспокойный.
- Избегайте крайностей: нельзя позволять ребёнку делать
всё, что ему заблагорассудится, но нельзя и всё запрещать; чётко решите для
себя, что ему можно, а что нельзя, и согласуйте это с другими членами семьи.
- Своим поведение показывайте ребёнку пример:
сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в поведении.
- Уделяйте ребёнку достаточно внимания, пусть он никогда
не чувствует себя забытым, но в то же время объясните ребёнку, что бывают
моменты, когда у вас есть другие заботы, надо понять их и принять.
- Помните, что истерические приступы чаще всего связаны
со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие. Не
надо потакать ребёнку, не надо изменять своих требований, лучше, когда ребёнок
успокоится, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе.
6. Ваш ребёнок – левша.
- Не переучивайте насильно левшу – дело не в руке, а в
устройстве мозга.
- Не переусердствуйте с соблюдением режима. Если ребёнок
– левша, для него жёсткое следование режиму может быть непомерно трудным.
Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что он эмоционален и раним.
- Берегите ребёнка от чрезмерных нервных перегрузок,
будьте осторожны и тактичны, наказывая его или ругая.
- Не старайтесь сделать своего ребёнка таким, как все,
больше доверяйте его природе. Его уникальность и непохожесть на других – это
его достоинство.